Что такое подкасты и как их слушать?

Что такое подкасты?
Подкасты — это как Youtube, только аудио. Такие регулярные программы, сериалы или блоги, которые можно скачивать или слушать онлайн. Сам термин «подкастинг» придумали в 2004 году, скрестив слова iPod и broadcasting — «радиовещание».
Это такое радио что ли?
Главное отличие подкаста от радио — это возможность выбрать жанр и тему и слушать в любое удобное время. Это похоже на то, как раньше мы смотрели телевизор по заранее сформированной каналами сетке, а потом появились Youtube и Netflix. Теперь то же происходит с радио. Слушатели сами выбирают, что и когда включить.
А как их слушать?
Если у вас iPhone, то в нем есть штатное приложение «Подкасты». Если Android, то скорее всего у вас есть Google Podcasts. Но существует еще масса программ и приложений — например Castbox, Pocket Casts, Spotify и Яндекс.Музыка.
Какие подкасты послушать?
Подкасты бывают очень разные и по жанрам (разговорные, документальные и художественные), и по темам (они могут быть вообще какие угодно). Многие подкасты — это просто специально смонтированные и оформленные интервью или разговор нескольких человек в студии. По-английски стоит послушать, например, Джо Рогана, который часами разговаривает с разными людьми, известными (как Илон Маск) и не очень. Другой невероятно длинный и популярный подкаст — Hardcore History Дэна Карлина о жестокой истории человечества. А вот выпуски The Moth обычно состоят из нескольких коротких рассказов, объединенных одной темой. Самый знаменитый документальный подкаст — это Serial, в первом сезоне которого расследуется настоящее убийство. Что-то среднее между документальным и художественным подкастом делают авторы Everything is Alive – это интервью с предметами и людьми. Совсем сложно определить жанр More Perfect, в котором сначала рассказывали об истории и устройстве Верховного суда США, а потом взяли и записали целый альбом песен, посвященных поправкам к американской конституции. Чисто художественных проектов тоже довольно много, скажем, триллер Gimlet Media с Оскаром Айзеком и Дэвидом Швиммером Homecoming. Еще недавно вышел фэнтези-сериал The Two Princes.
А по-русски?
Русскоязычных подкастов пока намного меньше, чем хотелось бы, но зато новые появляются чуть ли не каждый день. Из разговорных послушайте, например «Норм» — о том, как меняется мир и сдвигаются привычные рамки, «Так вышло» — это споры об этических кейсах, и для разнообразия «Извините, пирожки» — это разговоры о футбольной культуре, которые будут интересны не только любителям футбола. Детям (а на самом деле взрослым тоже) советуем «Урубамбу», это подкаст «Арзамаса», куда приходят русскоговорящие иностранцы, рассказывают о своих странах и отвечают на вопросы соведущих-детей. Документально-разговорный подкаст «Перемотка» построен на старых аудиозаписях, по которым восстанавливаются семейные истории, там можно услышать, скажем, звуковое послание, записанное советским инженером для далеких потомков. Еще один документальный проект запустила русская служба BBC — «8 историй из 90-х». Вообще существует несколько способов находить новые классные подкасты: это просто поиск и рекомендации в приложениях, подборки и телеграм-каналы, в частности, наш с Микой Голубовским.
Как сделать свой подкаст?
Подкасты — очень демократичное медиа. Чтобы начать записывать свой, достаточно телефона. Например, есть программа и одновременно платформа Anchor, в ней можно сразу после записи отредактировать звук и отправить на все платформы для подкастов. Главное, чтобы вам было что сказать. Каждый подкаст — это маленькое медиа, самостоятельный бренд. Подкасты объединяют людей, дают им ощущение принадлежности к сообществу. Отношения между ведущими подкастов и аудиторией очень личные. У слушателей часто есть ощущение, что у них появились воображаемые близкие друзья, которые делают их лучше и подслушивать которых интересно!
Как на них зарабатывают?
Есть три основных способа зарабатывать на подкастах — это реклама в подкастах уже собравших свою аудиторию, подкасты, сделанные вместе с брендами и краудфандинг (когда аудитория так полюбила вас, что готова поддерживать деньгами).
Конечно бывают еще и платные сервисы, которые распространяют подкасты за деньги. Но в России, где рынок пока только развивается, заработать таким образом непросто. Хотя есть и удачные примеры. Например, Arzamas распространяет свои подкасты через специальное приложение Радио Арзамас.

команда

Лика Кремер
Лика Кремер

Генеральный директор

Возглавляла издание snob.ru

Андрей Борзенко
Андрей Борзенко

Главный редактор

Работал в журналах «Сноб», «Вокруг света» и «Коммерсантъ Weekend», в Проекте1917. Везде занимался большими текстами и длинными проектами

Ксения Красильникова
Ксения Красильникова

Исполнительный директор

Работала переводчицей, занималась коммуникациями в банках. Написала книгу «Не просто устала», делает проект «Никакого правильно» и подкаст «Хорошо, что вы это сказали»